Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
КОГО НАБИРАЮТ КАДРОВИКИ ЛЕТОМ?
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
ЭФФЕКТИВНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПРЕСС-­МЕТОДОВ

Давид ЯКОБАШВИЛИ: «Я ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ... ЭТО ЧАСТО ЗАМЕНЯЕТ УСИДЧИВОСТЬ»

Дата публикации 11.07.2006

Давид Якобашвили – один из самых известных российских бизнесменов. Председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» относится к категории людей, которых называют selfmade – сделавший себя сам. Помимо бизнеса он активно занимается меценатством и благотворительностью: помогает детским домам и интернатам, спортсменам и инвалидам, талантливым детям и музыкантам. Помимо русского он свободно говорит на четырех языках: английском, французском, шведском и, естественно, на родном грузинском. Гоняет по ночной Москве на мотоцикле, обожает классическую музыку и дружит с Ростроповичем. Достигнув вершин, он полагает, что все его главные достижения еще впереди.

– Давид Михайлович, сейчас вы – председатель совета директоров крупнейшей на продуктовом рынке российской компании. Что сыграло свою роль в вашем успехе: высшее образование, предпринимательский опыт, хорошие связи?

– Остановимся на опыте. Хотя когда мы открывали компанию, опыта в данной сфере никакого не было, его еще надо было нарабатывать. Вообще я начал заниматься бизнесом поздно, в 30 лет. А до «Вимм-Билль-Данн» мною, конечно, были испытаны самые разные возможности самореализации.

– В детстве вы кем мечтали быть?

– Сначала дипломатом, потом гинекологом. Ни то, ни другое не сложилось.

– Первое – понятно более или менее. А второе загадочно…

– В моей школе в Грузии был биологический уклон: преподавали акушерство, гинекологию, хирургию. Присутствовали на операциях, проходили стажировку в институте. Карьеру врача я для себя рассматривал серьезно.

– А учились все же где?

– Сразу после школы пошел в Политехнический. Но только я его не окончил – не понравилось, захотелось активной деятельности. Много было желаний и амбиций.

– И чем потом довелось заниматься?

– Чем только не занимался... Пару лет работал в тбилисском «Метрострое», потом, как сейчас говорят, занялся мелким предпринимательством: ремонтировал радиоприемники, магнитофоны, занимался звукозаписью. Получалось все это неплохо, но тогда эта деятельность в нашей стране считалась неофициальной. Реализовать себя здесь было невозможно.

– Для многих это стало причиной отъезда из Советского Союза. У вас такого желания не возникало?

– Всякие были мысли. До того как переехать в Москву окончательно, я долго жил за границей: в Швеции, в Германии, в Финляндии. Выполнял любую работу, за которую платили деньги. А потом началась перестройка, кооперативное движение. Стало интересно попробовать свои силы в организации. И я с партнерами открыл салон красоты на Покровке, который работает до сих пор. Дальше были и другие проекты.

– Что было для вас самым сложным в то время в организации бизнеса?

– Приходилось работать на свой страх и риск, безо всякого административного ресурса, на одном энтузиазме. Конвертации рублей не существовало, и для того чтобы сохранить активы, нужно было постоянно искать новые возможности для вложения средств. И при этом никогда нельзя было заранее просчитать риски. Мы удачно торговали лесом, пиломатериалами, заработали на этом деньги, но далее развить дело и создать паркетную фабрику уже не получилось.

Очень выгодным был автомобильный бизнес: мы покупали на американских аукционах машины, перегоняли их в Москву через Финляндию, но некоторые машины часто приходилось бросать по дороге. Тем не менее, за счет колоссального взрыва потребительского спроса, каждый вид бизнеса все же был прибыльным, но, к сожалению, недолгим.

– Какой опыт пригодился впоследствии при запуске «Вимм-Билль-Данна»?

– В эти годы «дикого капитализма» бизнес строился спонтанно, проникая в те сферы, которые были в тот момент разрешены или хотя бы не запрещены. Это научило принимать быстрые решения, мгновенно разворачиваться или сворачиваться в зависимости от ситуации, осваивать другой, иногда совершенно незнакомый вид деятельности. Приходилось развивать в себе интуицию, которая так выручает сегодня. А вот долгосрочным стратегиям пришлось учиться, конечно, позже.

– Какую черту своего характера вы считаете ключевой для своей карьеры?

– Я любознательный, схватываю все на лету. Это часто заменяет усидчивость.

– Как родилась компания «Вимм-Билль-Данн»? Кому принадлежала идея этого бизнеса?

– В 1992 году магазинах были только сок в 3-литровых банках и концентрат. Моим будущим компаньонам пришла в голову мысль разливать соки в пакеты. Мне эта идея показалась очень привлекательной: затратная часть небольшая, расценки на аренду разливочных линий еще советские. Осталось только принять решение о необходимости работать вместе. И мы создали компанию, закупили упаковку «Тетрапак», арендовали, а потом выкупили молочный комбинат в Раменском. Начало было очень успешное. Маржа в первое время была 100–150%.

– Что означает ваше название, эмблема?

– Начало 90-х – время, когда на наши прилавки потоком хлынули иностранные продукты питания в красивой упаковке, и что-то российское в тот момент продать было практически невозможно. Поэтому мы для нашего первого напитка, предназначенного для детей, придумали непонятное название, фонетически напоминающее иностранное слово (у нас состоялся мозговой штурм: «Уимблдон — Вим-бил-дон — «Вимм-Билль-Данн»), написали его по-английски и попросили дизайнера придумать какое-то симпатичное существо – так появилась наша эмблема.

– С тех пор компания уже 14 лет – один из лидеров рынка. Вы изобрели какую-то новую формулу успеха?

– Конечно. Основное слагаемое этой формулы: социально ответственный бизнес.

– Как это нужно понимать?

– Выпускать только продукты высокого качества, без вредных добавок. Цена должна соответствовать качеству. Ни в коем случае не обманывать потребителя, продавать то, что рекламируешь. В 1994 году мы выпустили серию J-7 – и это уже был сок, сделанный по классической мировой технологии. Продукт очень понравился потребителям, мы начали быстро наращивать объемы производства, и в конце 1994 года мы уже смогли купить первый пакет акций Лианозовского молочного комбината у «Менатепа», затем у правительства Москвы.

– Не страшно было растерять успех в новом направлении?

– Принцип создания и продвижения сильных марок – универсален. К молоку мы применили те же методы, что и к сокам, стали создавать торговые марки и продвигать их на рынок. Очень важным компонентом успеха я считаю уже упомянутую рыночную интуицию. В 1996 году, когда настроение в России изменилось и потребитель стал отдавать предпочтение российским продуктам питания, мы уловили эту тенденцию и выпустили на рынок новые марки: «Домик в деревне», «Чудо-йогурт», «Веселый молочник», «Любимый сад».

– Давид Михайлович, часто приходится слышать, что успешный человек управляет собственной судьбой. Трудно ли быть менеджером своей судьбы?

– Вовсе нет. Главное, правильно организовать свое время и грамотно работать с кадрами. Нужно тщательно планировать свой день, не забывая и о личном времени, уметь создавать крепкую команду и делегировать ей свои полномочия.

– По какому принципу вы подбираете руководителей для заводов «Вимм-Билль-Данн»?

– Он должен быть хорошим хозяином: рачительным и ответственным. Если что-то «обвалилось», надо вовремя поправить. Он должен не забывать о людях: вовремя выдать им зарплату, уметь решать их проблемы. У себя в компании мы делаем все возможное, чтобы сплотить коллектив и в работе, и на отдыхе, сделать цели компании – целями каждого работника.

– А каков ваш собственный стиль руководства?

– Я считаю, что я даже слишком демократичен. Не могу простить только предательства, обмана, воровства. Все прочие обиды предпочитаю отсекать. Лучше не обижаться, а дружить, любить и созидать.

– Известно, что вы сами водите машину, не пользуетесь личной охраной… У вас нет врагов?

– Думаю, ярых врагов у меня нет. Разве что недруги, завистники. Во внешнем управлении в условиях серьезной конкуренции совершенно необходимы дипломатические способности. Я стараюсь не вступать в конфликты, поэтому нет необходимости окружать себя охраной. Мне нравится, что говорит по этому поводу один мой старый друг: лучшая защита – это порядочность.

– Вы говорили о социально ответственном бизнесе. Благотворительность и меценатство, которыми вы активно занимаетесь, имеют к нему отношение?

– Непременно. Это исконная черта российского бизнеса. Надо всегда помнить, что в стране существует большая категория людей, требующая нашей помощи.

– Есть ли какие-то ваши личные приоритеты в этой сфере?

– Особенно нравится участвовать в программах поддержки молодых талантов: музыкантов, актеров, ученых. Компания «Вимм-Биль-Данн» является попечителем Благотворительного фонда именных стипендий Мстислава Ростроповича.

– Вы любите классическую музыку?

– Не только. Я очарован личностью и талантом этого человека. Пусть живет минимум сотню лет и доставляет людям радость.

– Бизнес, наверняка, не оставляет вам времени на семью…

– Да, мой сын живет с мамой за границей, я – в самолете. Ну, что делать?

– Какое образование вы хотите дать своему сыну?

– Я не могу довлеть над его решениями. Хотя есть желание, чтобы он стал бизнесменом.

– Как вы это видите?

– Он обязательно должен окончить хорошую бизнес-школу.

– Какие предметы обязательно должны быть в бизнес-школе?

– Будущего бизнесмена нужно учить принимать решения. Правильные, неправильные – не имеет значения. Конечно, он должен разбираться в финансовых инструментах, знать юриспруденцию.

– Какой ваш основной жизненный принцип?

– Не стоит жить прошлым. Все самое лучшее будет в будущем.

Беседовал Владимир БОНДАРЕВ







<<- Следующая статья:
КОГО НАБИРАЮТ КАДРОВИКИ ЛЕТОМ?
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
ЭФФЕКТИВНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПРЕСС-­МЕТОДОВ





Подписка на
Новые статьи Вакансия.ру








Рассылки Subscribe.Ru
Зарплаты двух столиц
Зарплаты двух столиц
 
Content.Mail.Ru  Рассылка 'Зарплаты двух столиц'  Рассылка 'Новости сайта ВАКАНСИЯ от А до Я'

За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100