Хобби на полный рабочий деньДата публикации 04.09.2014 На портале «Ярмарка мастеров» выложены изделия сотен людей, если не тысяч. Указаны и цены. Но когда обращаешься с просьбой рассказать о своей работе, нередко слышишь в ответ: «Это для меня не работа, это хобби». Где начинается профессиональная сфера и где заканчивается? Вопрос, при кажущейся простоте, очень непрост. Возьмем для примера волонтера. Он может иметь все признаки профессионала (образование по специальности, официальное оформление, полная занятость, социальный пакет, униформа и т.д.), кроме дохода. А уличный музыкант – ни одного признака, кроме дохода. И кто из них профессионал, а кто нет?
Чтобы понять, что они потрясающие, на них достаточно взглянуть. Но бумажки с печатью, подтверждающей это, нет. Как и то, что их сделал именно Евгений Евгеньевич. Как и то, что он резчик по дереву. А еще мой собеседник, по традиции людей, занимающихся ручным творчеством, настойчиво повторяет – это хобби. Что занимается он им не для денег, а для того, чтобы порадовать людей и самому порадоваться. А еще потому, что просто не может не заниматься – тянет и все. И все же повод обратиться к этому человеку есть. По крайней мере, с формулировкой подработка он согласился. А значит, это наша тема. – Вообще я рабочий человек. Всю жизнь работал токарем. У меня шестой – самый высший – разряд. Впрочем, я на всех станках могу работать – на шлифовальном, фрезерном, строгальном… Я считаюсь асом-универсалом. И специалистов с моей квалификацией везде принимают на ура! Но я живу в центре Москвы. А все предприятия сейчас на окраине. И полтора-два часа добираться до работы меня не прельщает. Да и до пенсии мне всего два года осталось. Последним моим местом работы был строительный учебный центр. Я обучал токарей, фрезеровщиков, строгальщиков. Плюс еще стал вести теорию и практику управления квадроциклом. Сдал на права, и мне дали еще и такую группу. Я был и за уборщицу, и за дворника – за всех. Обязанности все прибавлялись, а зарплата оставалась та же. На этой почве я поссорился и два года назад ушел. Но не жалею. Ведь у меня есть еще мое большое увлечение, связанное с резьбой по дереву. Искусство привлекало меня всегда. С восемнадцати лет делал гравюры (или эстампы). Помните, были в моде такие черно-белые портреты – Высоцкий, Есенин, Маяковский. Наверное, тысячи их переделал. Кому-то продавал. Но чаще дарил. Потом я увлекся изделиями из медной проволоки. А в 1990 году я познакомился с великолепным художником, который занимался резьбой по дереву. Я говорю: «Научи! Я всегда об этом мечтал!» В то время ни школ, ни студий резьбы не было. Или, может быть, и были, но информации о них не было. И вот начали мы вместе работать. Потом я уже прогрессировал сам. А через десять лет пошел-таки поучиться на курсы. Почти сразу стал делать там готовые изделия. Они хотели, чтобы я у них остался. Но я отказался. Дерево для меня – это хобби. Я не ставлю целью зарабатывать деньги. Мне даже больше нравится дарить, чем продавать. Вот я был, например, недавно в Питере на свадьбе. Подарил вазу. Все там, конечно, были в восторге. У меня весь дом заставлен изделиями. Их, наверное, штук сто. И только некоторые из них выставляю на продажу в Интернете. Вообще, считаю, что это не та площадка – ведь по картинке нельзя полноценно оценить поделку. Но в то же время обращаться в магазин не хочу. Если я выставляю, допустим, вазу за 15 тысяч, то магазин ее будет продавать за 40. И меня жаба душит отдавать такие деньги посредникам. Я в эту вазу месяц душу вкладывал, а они заработают больше меня практически ни за что. В ходу у меня две-три работы как минимум. Чтобы не было муторно, сегодня одно поделаю, завтра – другое, а послезавтра – третье. Почти все я делаю вручную. Сидишь иной раз день-два, шкуришь. Пальцы болят. Но не одна машинка не даст такого эффекта. Многие спрашивали меня: почему я не ставлю на изделия свою печать? Спрашивали, спрашивали… Пришлось сделать – заказал у знакомого гравера. И хотя я свою руку всегда узнаю и так, теперь мои вещи с печатью. На вернисаже я покупаю заготовки. Придумываю образ – и вырезаю. Я не люблю работать на заказ. Что сам придумал, то и делаю. Причем это всегда что-то новое. Лицо начинаю с глаз. Если нужен рисунок, рисую сам или распечатываю из Интернета. Потом при помощи обычной белой кальки перевожу рисунок на дерево. Рисовал я всегда. Но поскольку специально этому не учился, иногда возникают сложности. Правда, вот моя последняя гражданская жена тоже нигде не училась. А рисовала просто шикарно. Благодаря ей я совершенствовался. Режу изделия на кухне. За обычным кухонным столом. Причем не обычным – когда я еще работал на заводе, я сделал себе такой резной кухонный стол. Да вообще у меня все резное – и двери, и карнизы… выключатели, зеркала, табуретки. И мебель оформлена резными фрагментами. Не знаю, от кого у меня такая жилка. Тяга к работе у меня практически всегда. Особенно она сильна, если я делаю что-то новенькое. Ложусь спать и мысленно прокручиваю, как я завтра буду резать. Мне не остановиться. Хотя и травмы были – и руки резал, и ноги. Резец сорвался и… Но для резчиков это – нормальное явление. Инструмент всегда должен быть острый. И из хорошего металла. У меня около 50–60 резцов. На балконе стоит маленький шлифовальный станочек. Мечтаю, конечно, о мастерской. Я бы тогда еще и мебель какую-нибудь стал делать – есть у меня много задумок. Но пока не предвидится. Я, хотя и не трудоустроен, работаю. В семь утра пойду к голубям. Я развожу декоративных голубей. У меня около сотни. Живу на последнем этаже. Договорился с ЖЭКом. Я непьющий. Так что все нормально – пользуюсь чердаком. Покормлю птиц, выпущу, полетают они у меня. Приберусь. И в 9 часов я уже за работой. Сажусь и практически до 6 вечера занимаюсь резьбой. Василий ТАХИСТОВ
|
|