Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Разбудили и профессионально сориентировали
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Без театра мне не жить

Как осветить «ОПА»?

Дата публикации 06.07.2017 Москва

Художник по свету главного волгоградского театра «НЭТ» Евгений ПОПЛАВСКИЙ – выпускник автотракторного факультета. Что абсолютно не удивительно. Удивительнее было бы, если бы он целенаправленно учился на художника по свету. И потом им стал. Потому что так бывает редко. Чаще примерно так…

– По специальности я инженер-конструктор двигателей внутреннего сгорания. Еще будучи студентом, случайно попал в театр. Я тогда просто искал подработку. По объявлению устроился осветителем. Да так и остался в осветительном цеху.

– Вам учиться в институте нравилось?

– И нравилось, и получалось. В Политех я изначально пошел, конечно, как многие, – без особой осмысленности. Просто потому, что это один из самых престижных институтов нашего города. Но потом втянулся. У меня два красных диплома – бакалавра и магистра. И в аспирантуре я три года отучился – полгода не хватило до кандидатской диссертации.

– Что же не защитились?

– Мне тогда уже пришлось выбирать – либо театр, либо наука. В театре я уже неплохо зарабатывал. Я чувствовал: то, что я делаю, кому-то нужно. В науке были противоположные чувства. И я выбрал театр.

– Вы изначально были театралом?

– Совсем нет. Бывал изредка на спектаклях – не более того.

– Что вы делали, когда только устроились осветителем?

– Любой новичок первый год только учится. Так было в том числе с людьми, которые приходили к нам с дипломами художников по свету. Осветители таскают, разматывают, направляют, подсоединяют… Обучение и состоит в том, чтобы на конкретной аппаратуре и площадке понимать, что и как нужно делать.

– И чем больше опыт, тем больше знаний?

– Если ты учишься только тому минимуму, который необходим осветителю, быстро достигаешь своего потолка развития. Мне было интересно вникать в то, что выходило за рамки моих должностных обязанностей. Я стал изучать наш осветительский пульт, тогда старый.

Скачок в моей карьере произошел, когда в театр привезли новый пульт. Вообще-то нас должны были обучать работе на нем. Но обучение оказалось номинальным. Я обложился специальной литературой. Полгода почти безвылазно сидел в пультовой. И у меня все получилось. В результате я оказался единственным на тот момент специалистом в нашем городе, который умел работать на этой аппаратуре.

– Базовое образование каким-то образом помогало?

– Мне сложно судить, я же не работал без него, чтобы сравнивать. (Улыбается) Наверное, помогало – все-таки образование у меня техническое. А я работаю с техникой.

– Как могут меняться должности и зарплаты в осветительском цеху?

– В первые полгода у меня была зарплата на уровне вахтера в институте –именно на этой должности я раньше подрабатывал. Для примера: в одном из театров нашего города осветитель и сейчас получает 9 тысяч рублей в месяц. Потом мне подняли зарплату без изменения должности. А в следующий раз уже с изменением – я стал художником по свету.

В разных театрах работа осветительского цеха устроена очень по-разному. В нашем театре функции художника по свету выполняет сам режиссер, он же руководитель театра. Он меня и обучал. За что ему низкий поклон. Затем свет на некоторых спектаклях я стал ставить уже полностью самостоятельно.

Гонорары и зарплаты художников по свету невозможно обобщать. Разные функции, театры, города, страны… Художник по свету может быть приглашен на постановку света отдельного спектакля. А может быть на ставке. Но что хорошего в нашей работе, так это то, что всегда можно найти дополнительный заработок на различных мероприятиях – везде, где есть специальное освещение. Допустим, заработать 5–10 тысяч рублей за несколько часов работы на небольшом концерте – это довольно обычная история для коллег, которые подрабатывают.

– Вы в состоянии просто смотреть концерт, не оценивая работу коллег?

– Нет, конечно. (Смеется) Это профессиональная болезнь. Сидишь на концерте, а у самого мысли: «О, «голова» включилась!», «А почему у них приборы не работают?», «А почему у них так? Я бы по-другому сделал...» – и все в таком духе.

– С тех пор как вы в театре, ваше отношение к нему поменялось?

– Безусловно. Я люблю театр. Кроме того, я стал в нем разбираться – без этого невозможно работать художником по свету. Ведь от режиссеров часто задания формулируются таким образом: «Мне нужна вот такая атмосфера, сделай». Или так: «Главный герой вот так выходит и... опа!» И из контекста я должен понять, как именно он выходит. И какой именно свет нужен для «опа!».

– Пьесу читаете?

– Бывает, читаю. Бывает, просто репетиции смотрю. Мне объясняют, что дело происходит в квартире, во сне, в космосе, в будущем… Мы рассматриваем различные варианты. Свет ставится на световых репетициях в последнюю очередь, когда все остальное уже готово. На это может уйти три дня. А может… К спектаклю «Маскарад» у нас световые репетиции продолжались месяц.

– Есть у вас определенный график?

– Мы живем по расписанию театра, которое составляется на месяц. В 19 часов спектакль. Поэтому к 15 часам мы приходим. Настраиваем свет. Кто-то остается дежурить на спектакле. Бывают в театре фестивали, когда мы здесь с утра до вечера. Когда у нас световые репетиции, мы можем и до 4 утра сидеть – если режиссер входит в раж. И потом нас на театральном автобусе развозят. Творческий процесс!

– На гастроли ездите?

– Не часто, но бывает.

– Нравится?

– Смотря куда. Например, в Грузию ездили – очень понравилось! Интересно было, в том числе в профессиональном плане: посмотреть на работу коллег – на их стиль, нюансы, аппаратуру, площадку. И вместе с ними поработать было очень полезно. А когда мы ездим по области, куда-нибудь во Фролово или Урюпинск, и выступаем в ДК, где все управление светом – это только «вкл» и «выкл», бывает не очень интересно. Приходится тащить с собой кучу своего оборудования, думать, как его там подсоединить. И все равно в итоге от того света, который у нас обычно присутствует, остается процентов 30.

– Кусочек славы вам достается?

– Не слишком большой. (Смеется) Бывает, что вызовут на сцену на премьере поклониться вместе со всеми. Знаменитые художники по свету есть. Но это уже совсем другой формат

Василий ТАХИСТОВ







<<- Следующая статья:
Разбудили и профессионально сориентировали
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Без театра мне не жить





Подписка на
Новые статьи Вакансия.ру








Рассылки Subscribe.Ru
Зарплаты двух столиц
Зарплаты двух столиц
 
Content.Mail.Ru  Рассылка 'Зарплаты двух столиц'  Рассылка 'Новости сайта ВАКАНСИЯ от А до Я'

За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100