Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Ярмарки вакансий в Москве и Московской области.
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Главная задача сегодня - создание новых современных рабочих мест

Композитор Валерия Беседина: "Судьба мне подарила встречи с уникальными личностями искусства и культуры"

Дата публикации 29.03.2012

Творчество заслуженной артистки России, композитора Валерии Бесединой не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослую взыскательную публику. На ее балет «Суламифь» трудно было попасть все годы из-за аншлагов. Балет «El mundo de ГОЙЯ» в 2008 году получил премию Правительства РФ в области культуры – она первый композитор, удостоенный подобной награды. Ее мюзиклы для детей вызывают бурю восторга у маленького зрителя. Сегодня Валерия Беседина делится секретами творческого успеха.

Судьба мне подарила встречи с уникальными в мировом масштабе личностями искусства и культуры. В первую очередь это мой учитель Тихон Николаевич Хренников. Я счастлива, что будучи школьницей он взял меня в свой класс и я, совсем еще юная девочка, сдавала экзамены вместе с его студентами, что было особенно ответственно. Тихон Николаевич - человек душевной теплоты, с великолепным чувством юмора. Некоторые известные люди себя ограждают от внимания поклонников, общаются через секретарей. Он же всегда сам подходил к телефону. Учитель был прост в своем величии и велик в своей простоте. Мы очень тепло общались все годы.

- В Вашей библиотеке есть уникальные издания сочинений Марины и Анастасии Цветаевой – Магаданское, Саратовское... Как они попали к Вам?

- Все эти книги –  подарки Анастасии Ивановны Цветаевой с ее подписями. Ее сын – мой крестный отец. Наше знакомство состоялось на одном из моих концертов, где я исполняла баллады и романсы на стихи Марины Цветаевой. После выступления ко мне подошел джентльмен в возрасте и сказал: «Я хотел бы Вас представить своей маме». Выждал паузу, насладившись моим недоумением,  продолжил: «Моя мама – Анастасия Цветаева». Тут у меня все вопросы отпали. В скором времени я оказалась в маленькой квартирке на Спасской.  Там на старинном рояле играла романсы, которые сочинила на стихи великой поэтессы. Однажды я посетовала Анастасии Ивановне, что уже полгода у меня не звучат стихи Марины. В ответ услышала: «Не волнуйся, деточка, тебе диктует сама Марина и  главное сочинение у тебя впереди.  Пиши и ничего не бойся». В скором времени у меня родилась музыкальная драма «Лебединый стан». Я много раз выступала в Москве и в городах России с этим спектаклем. Людям интересно узнать о событиях столетней давности через дневники, письма и творчество великой Цветаевой - этот сложный и трагичный период истории становится ближе, доступнее в понимании через музыку. Сейчас полностью готов для издания на CD этот уникальный проект. Но для выхода в свет нужна помощь мецената, а я не умею искать, просить… 

- Все ли Ваши замыслы  и произведения представлены публике и нашли свое воплощение в постановках?

- К сожалению, пока нет. Желание талантливых режиссеров, хореографов  и театров воплощать мои сочинения на сцене велико, но в отсутствии государственной политики поддерживать настоящее, серьёзное искусство, которое раскрывает духовные тайны, воспитывает нацию, это трудно воплотить. Поэтому и ждут сочинения постановки долго. Я не признаю спектакли на двух табуретках. Ведь театр для зрителя должен быть праздником, эмоциональным событием, а это большие финансовые вложения – и симфонический оркестр, и красочные костюмы, и эффектные декорации. Во всём цивилизованном мире государство материально поддерживает свою национальную культуру. Что останется потомкам? Споры в парламентах? Разнузданное хамство в эфире? Мы судим об эпохе по произведениям искусства!  Для того, чтобы в нашей стране процветали культура и искусства необходима государственная программа поддержки настоящего, духовного творчества. власть имущие забывают, может, не понимают, что без культуры нация попросту исчезнет.

- Тем не менее, балет «EL mundo de Гойя» получил государственную премию в области культуры за 2008 год.

- Да, это так, и я счастлива, что мой профессионализм, труд оценили на самом высоком уровне. Но я-то сочинила это произведение, когда мне было 19 лет, и оно ждало своей постановки больше 20 лет. Музыка родилась спонтанно, неожиданно, а собственно балет увидела во сне. На одном из первых концертов, когда исполняли сюиту из этого балета, ко мне подошел некий иностранный  господин и спросил, как долго я жила в Испании, и  как смогла найти и расшифровать те ритмы, которые остались только в одной испанской горной  деревеньке?  Как они оказались в моей музыке? Наверно, я была там в те времена, в прошлой жизни – ничем другим это объяснить невозможно. Прошли годы. И в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки мой балет поставил самобытный хореограф Константин Уральский. Премьера состоялась в 2007 году в день открытия фестиваля нашей великой балерины Екатерины Максимовой. Это было ответственно и почетно. А совсем недавно в  московском театре «Русский балет»  п/р нар. арт. СССР Вячеслава Гордеева  в красивую дату 1.11.11. состоялась премьера новой сценической версии моего балета - «Гойя. Любовь и Страсть» в хореографии  яркой и талантливой  Ирины Лазаревой. Очень интересно, когда на одну тему поставлено два совершенно разных спектакля. Публика тепло приняла нашу работу, а ведь мы с И.Лазаревой ждали возможности воплощения нашего замысла целых 8 лет.

- К счастью, другому Вашему балету «Суламифь» не пришлось так долго ждать своей постановки и признания публики…

- Да, до реконструкции театра «Суламифь» семь сезонов шла с аншлагами. Для современного балета это очень серьезный срок, до сих пор в кассах театра спрашивают, когда возобновят на сцене «Суламифь». Но театр пережил два пожара и восстановление этого спектакля невозможно. Поставлен был балет выдающимся хореографом всемирного уровня Дмитрием Брянцевым, народным артистом России. Он выбрал музыку, не будучи лично со мной знакомым – услышав записи моих произведений. Когда мы встретились, балетмейстер удивился, что я и есть тот композитор, сочиняющий такие эмоциональные и мощные партитуры. Он сразу заказал  мне балет «Суламифь», композитора он искал 12 лет. Премьера прошла в 50-летний юбилей Дмитрия Брянцева 18 февраля 1997 года. Это было невероятное событие. Мне тогда едва исполнилось 30 лет, и я стала самым молодым автором – женщиной, чей балет поставлен на столь прославленной сцене. Спустя год Суламифь получила национальную театральную премию «Золотую маску».

- На этом Ваше сотрудничество с Брянцевым не закончилось?

- Спустя несколько лет Дмитрий Александрович заказал мне новый балет, в другом жанре - для самых маленьких зрителей. Вскоре родилась партитура балета «Цирк приехал». Когда я вышла на первую репетицию к оркестру, сказала: «Помните мою Суламифь? Забудьте!» Это музыка другого настроения: доходчивая, веселая. На спектаклях не раз наблюдала такую сцену: приходят родители, отрабатывая повинность приобщения детей к искусству. И вдруг через пять минут у пап и мам загораются глаза, начинают хлопать, смеяться…  Они сами  превращаются в детей. Это мгновения авторского счастья. Для детей никогда нельзя писать примитивно. Некоторые думают, они не поймут насыщенный оркестр, интересные мелодии и пишут для них на двух аккордах. Дети не разумом воспринимают музыку, а эмоциями. Поэтому музыка должна быть доброй, без агрессии, даже отрицательных персонажей нужно рисовать с юмором, чтобы не было тёмной энергетики. Все самое лучшее и светлое я вложила и в другие постановки для детей. Это «Виртуальный маскарад»  в театре Ермоловой, «Госпожа Метелица» и  «Вождь краснокожих» в театре Гоголя. Кстати, «Вождь» - это спектакль-рекордсмен, 6 февраля 2011 состоялся юбилейный тысячный! До сих пор он любим и пользуется большим успехом. Так что приходите в театр, вернитесь в детство!

- У Вас есть мюзиклы и для взрослых…

- Да, это спектакль «Свободная клетка» - «самая звериная притча о нежности». Интересная штучка получилась: эзопов язык. Сочинила давно, а актуальности не теряет, она даже возрастает.  Когда привезли на гастроли в Москву, на первом показе было много друзей и знакомых, на втором – аншлаг, а перед последним  - спрашивали у метро лишний билетик. Такой процесс без оплаченной рекламы обрадовал всех создателей.

- Какова судьба ваших опер?

- «Огненная дева» - опера в стиле рок ещё томится в ожидании света рампы. Новая русская опера «Самозванка» о Екатерине II  и Княжне Таракановой  была задумана ещё в 1998 году, а зазвучала на сцене Красноярской оперы только теперь – 5 февраля 2012. Я искала либреттиста 10 лет. А в итоге драматург вырос в своей же квартире – мой сын Святослав.  Он, как будущий оперный певец, прекрасно понимает сложные законы оперной драматургии. Вероятно, Святослав самый юный либреттист в жанре оперы.  Но к этому времени его стихи и рассказы победили в литературном конкурсе, многое опубликовано в журналах. Это первое наше совместное столь масштабное сочинение. В своё время я сочинила балет «Гойя» в 19 лет, и мой сын написал оперу тоже в 19 и вышел на сцену замечательного театра, как автор.

- Хотелось бы вашу «Самозванку», продолжающую великие традиции настоящей русской оперы, услышать в Москве. Кстати, Вы ни разу не жалели, что избрали себе такую профессию - композитор?

- Это профессия избрала меня. Многие порой не представляют, что значит быть композитором. Некоторые думают, что достаточно «намурлыкать»  какую-нибудь мелодию на трёх нотах и можно себя называть композитором. Композитор – это ПРОФЕССИОНАЛ, тот, кто может сочинить самостоятельную, свою, новую музыку, свой замысел  грамотно записать, оформить, чтобы его произведение могли исполнять другие исполнители. Были разные сложные времена, но я осталась верна своему делу, предназначению, никогда не изменила себе и профессии.  И самая главная награда для автора – это горящие глаза артистов во время репетиций перед премьерами и овации благодарной публики после моих концертов и спектаклей!

Татьяна Назаренко






<<- Следующая статья:
Ярмарки вакансий в Москве и Московской области.
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Главная задача сегодня - создание новых современных рабочих мест








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100