Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Кому трудно найти работу в кризис
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
«Какого пола чебурашка?»

Кто обслужит Абрамовича?

Дата публикации 02.02.2015

На какую работу может претендовать молодой человек, за плечами которого пока только школа или несколько месяцев обучения в вузе? Выбор, если говорить честно, не так уж велик: вакансии курьера, кассира в супермаркете, заправщика на АЗС... Ну и, конечно, молодежь активно зазывают на работу в общепит. Этой сфере, кажется, никакие кризисы не страшны, рабочие руки требуются всегда.

Пожалуй, как раз доступность и стабильность такой работы подкупили меня в первую очередь. К тому же компания-работодатель обещала (и, кстати, не обманула в этом), что я смогу выбирать удобный для меня график. Наконец, определенный престиж виделся мне в том, чтобы стать сотрудником хорошо раскрученного бренда.

На собеседование по вакансии официанта я отправился, не имея никакой подготовки и опыта. Однако кадровик, которому я, похоже, понравился, обещал, что в компании меня всему научат, если я в принципе обучаем и достаточно коммуникабелен. Из беседы с рекрутером я понял, что в компанию отбирают только молодых (18–23 года) соискателей с приятной внешностью и общим позитивным настроем. Кстати, это был мой первый урок в освоении будущей профессии. Впоследствии я убедился на практике: угрюмому и немногословному официанту ни один посетитель сколько-нибудь стоящего заказа не сделает, а максимальную выручку заведению приносят столики, которые обслуживают симпатичные улыбчивые официантки.

Освоение моих будущих должностных обязанностей заняло ровно месяц. Для начала мне поручили вызубрить меню, а параллельно выполнять несложные обязанности за стойкой бара. Эта позиция не предусматривает чаевых, которые составляют главную часть дохода официантов. Впрочем, в определенном смысле мне повезло, потому что новичка могут и на входе в ресторан поставить, как китайского болванчика, – знай себе улыбайся день напролет и приветствуй посетителей.

Ветеранам заведения, разумеется, достается более выгодная работа. Интересно, что они, как правило, не считают зазорным безвозмездно поделиться с новичком частью своих обязанностей. Например, как-то раз меня вызвали из-за барной стойки на замену официанту, который не понравился посетителю. Это был, кажется, мой первый клиент, поэтому я очень старался обслужить его по высшему разряду. Посетитель остался доволен и не поскупился на чаевые, однако деньги эти моментально перекочевали к тому самому официанту, отдыхавшему в подсобке, пока я выполнял его работу. Хотя все это преподносится как обучение молодого сотрудника, в армии такой стиль отношений называется, если не ошибаюсь, дедовщиной.

Вообще, далеко не все уроки, который преподал мой наставник, официант, проработавший в нашем заведении более года, заслуживают одобрения. Например, он в подробностях расписывал, как можно увеличить личные доходы за барной стойкой. В первую очередь мне было рекомендовано настоятельно предлагать посетителям самые дорогие позиции, ведь заработок, не уставал втолковывать мне старший товарищ, – это процент с оставленной клиентом суммы. Ну а если посетителей маловато или они не склонны сорить деньгами, можно налить кофе пожиже, коньяку подешевле – большинство клиентов этого просто не заметит, а из тех, кто заподозрит мухлеж, лишь единицы затеят выяснение отношений с барменом.

Сначала меня сильно коробили подобные советы, обманывать посетителей мне претило, но мало-помалу я стал более философски относиться к общепринятым правилам игры. Причем во многом этому способствовало поведение самих клиентов. Например, я не раз наблюдал, как пришедшие пообедать люди пытаются установить чересчур тесные отношения с молоденькими официантками. Некоторые клиенты приходят в бешенство от того, что, как им кажется, пузырьки в стакане колы не того диаметра. Но это все еще куда ни шло: встречаются и такие граждане, которые с поразительной регулярностью находят у себя в тарелке волосинку и, устроив скандал, получают компенсацию в виде бесплатного обеда. А порой респектабельно одетый посетитель смывается из ресторана, не расплатившись. Тогда сумму по его счету вычитают из зарплаты обслуживавшего столик официанта.

Особенно часто в истории с недобросовестными клиентами вляпываются, конечно же, недавно принятые сотрудники. У более опытных официантов на мошенников уже наметан глаз, и чтобы не попасть на деньги самим, они могут запросто поручить проблемного посетителя новичку: пусть, дескать, учится жизни. Зато новенькому никогда не доверят обслуживать тех, кто, судя по виду, не поскупится на чаевые. Если бы к нам зашел перекусить Абрамович, его бы, без вариантов, обслуживал наш администратор.

Я уже достаточно часто упоминал о чаевых, и, возможно, некоторые читатели вообразили себе златые горы, которые неустанно загребают жадные руки официантов. Боюсь, придется вас разочаровать: обычно чаевые составляют 10% от суммы заказа, что само по себе не так уж много. Да, клиент может отблагодарить официанта за обслуживание и куда щедрее, но может также не оставить ничего – причем если речь не идет о постоянных посетителях (а их совсем немного), предугадать точный размер поощрения не возьмется даже самый матерый кадр общепита.

У нас в заведении, если работать с утра до вечера без выходных, можно было получить на руки 20–25 тысяч рублей. Большинство знакомых мне по ресторану ребят пришли к выводу, что это недостаточная компенсация за гудящие от беготни ноги, накопившиеся в вузе «хвосты» и напрочь зачахшую личную жизнь. Задерживаются на работе в общепите, по моим наблюдениям, лишь единицы, которые и делают карьеру: становятся старшими официантами, администраторами, директорами ресторанов… Да, это вполне реальная перспектива. Однако и она не остановила меня, когда через шесть с половиной месяцев с момента трудоустройства я принес заявление об увольнении по собственному желанию. Знакомый уже кадровик, вздохнув, попросил подписать заявление следующим месяцем, поскольку в этом лимит увольняемых был исчерпан и администратору грозил штраф.

Впрочем, можно ведь взглянуть на ситуацию с другой, более оптимистичной, точки зрения: свидетельствую, рабочие места в общепите действительно есть всегда, даже в кризис. Так что вэлкам, друзья!

Владимир ДЕНИСОВ






<<- Следующая статья:
Кому трудно найти работу в кризис
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
«Какого пола чебурашка?»





Подписка на
Новые статьи Вакансия.ру








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100