Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Сервис в черно-белом стиле
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Бригадир держит ритм

Кто такой тьютор?

Дата публикации 11.01.2018 Москва

Хотя Википедия и определяет тьютора, как «исторически сложившуюся особую педагогическую должность», для нашей страны она абсолютно новая. Поэтому Наталья Петропавловская из Красноярска на своей страничке в социальной сети поясняет: «Консультации по развитию детских талантов. Помощь в выборе профессии». Поинтересуемся, как она стала тьютором, и как выглядит ее практика.

– Кто такой тьютор?

– Это специалист, который сопровождает учащегося (а учатся в любом возрасте). Помогает ему осознать свои интересы и выстроить индивидуальный образовательный маршрут.

– Как вы узнали об этой профессии?

– В Красноярском педагогическом университете я училась по двум специальностям – учитель начальных классов и педагог-психолог. На втором курсе в нашей студенческой среде появилось слово «тьютор». Одна из преподавателей начала с нами работать в этом направлении во внеурочное время.

– Как это происходило?

– Например, мы выезжали на неделю на базу отдыха. Приглашались преподаватели, была лекционная программа, семинары… Но самое интересное было тогда, когда будучи уже на старших курсах, мы пробовали помогать выстраивать образовательную программу первокурсникам. Пока я училась в Красноярске, в Московском педагогическом университете открылась первая магистерская программа «Тьюторство в сфере образования», на которую я и поступила. Диплом магистра я получила в 2012 году.

– Когда и как приступили к практике?

– Еще будучи студенткой, я устроилась психологом в школу. Пыталась там продвигать индивидуальные образовательные программы для подростков. Но против устоявшейся системы идти было тяжело. Мне давали классы по 25 человек, и я должна была проводить анкетирование, ставить оценки… Было очень много формализма, а пользы от своей деятельности я видела мало. Поэтому ушла в дополнительное образование.

– Какие занятия вы вели?

– В Доме детского творчества я организовала кружок для подростков 14-16 лет «Психология. Выбор профессии». Мне удалось договориться с администрацией, что я буду выстраивать программу на свое усмотрение. Главное было уложить ее в рамки регламента – два раза в неделю, по два часа. При этом часть занятий мы проводили в неклассическом варианте. Например, встречались с представителями разных профессий или ехали на ярмарку учебных заведений. Было очень важно, что ко мне приходили дети, которых действительно беспокоил вопрос их профессионального будущего. Группа была небольшая – десять человек. Поэтому я могла работать с детьми в том числе индивидуально, что приближало мою деятельность к тьюторству.

Со временем количество групп у меня увеличилось. И после пяти лет практики в кружке у меня стали появляться частные индивидуальные заказы. Теперь помимо работы в Доме детского творчества я консультирую и сопровождаю семьи именно как полноценный тьютор.

– С какими проблемами к вам обращаются?

– Людям пока не очень понятно, что это за услуга. В нашей стране она еще только зарождается. Но проблемы, связанные с отсутствием выстроенной программы обучения (в широком смысле), в семьях, конечно, возникают. И запросы чаще всего формулируются так: «Он совсем не хочет учиться! Сделайте с ним что-нибудь!» или «Время выбирать предметы для ЕГЭ. А куда поступать непонятно!» Родители обычно ждут, что я предложу им тесты и скажу, в какой вуз идти.

Но задача тьютора не давать готовое решение, а обсудить с этой семьей движение ребенка к выбору профессии, организовать предпрофессиональные пробы, встречи со специалистами. Причем важно, чтобы родители тоже становились участниками процесса самоопределения школьника, что обычно и происходит.

– В каком формате проходят консультации?

– Я провожу консультации как вживую, так и по скайпу. Но если клиенты из моего города, то предпочитаю, чтобы первая наша встреча была очной, желательно у них дома – чтобы я посмотрела, как живет ребенок, познакомилась с его творческими работами и увлечениями.

Первая встреча длится обычно около полутора часов. Сюда входит работа и с ребенком, и с родителями. Дальнейшие консультации – часовые. Но мои услуги не ограничиваются беседами. Мой любимый формат – когда мы встречаемся с представителями профессий, причем идем туда, где они работают. Например, недавно мы были в гостинице.

– Что вас туда привело?

– Среди моих клиентов есть две школьницы, которые заинтересовались профессией менеджера гостиничного сервиса.

– Как выбирали гостиницу?

– Позвонила в один из топовых отелей. Отталкиваясь от интереса девочек, мне было важно показать вообще всю эту структуру – какие здесь есть профессии, как их получают, какие потом существуют варианты для карьерного роста. Менеджер по связям с общественностью организовала для нас небольшую экскурсию. А потом мы, сидя в ресторане, провели для каждой из девочек так называемое картирование – составили карты рассматриваемой нами профессиональной области.

– И что девочки выяснили?

– Для одной из них было важно понять, что в гостиницу можно устроиться не только с профильным образованием. Можно, например, пойти учиться на маркетолога или экономиста и, будучи студентом, начать с горничной или стюарда. Словом, мои подопечные уяснили, что в гостиницу попадают не сразу на топовые должности. И важно, что они услышали это не от родителей, не от меня, а от представителя работодателя.

– Интересно, а как вы помогаете детям, которые не хотят учиться?

– Каждый раз все очень индивидуально, поэтому могу только привести пример. Одному семикласснику были интересны только автомобили. В школе он считался откровенно слабым учеником. И я стала искать такие места, где мой подопечный почувствовал бы свою успешность…

Сейчас уже второй год парень с большим увлечением ходит в гоночную автошколу малолитражных автомобилей багги. Там они не просто катаются, но и изучают устройство автомобилей. У мальчика появились связки со школьными предметами – например, с физикой. Он стал интересоваться вузами, в которых готовят специалистов, связанных с авто. Я сотрудничаю с классным руководителем мальчика. На днях он выступал на школьной конференции, где рассказывал об экологическом топливе. А если бы не моя тьюторская деятельность, его интерес к автомобилям не получил бы развития.

– Сколько вы берете за свои услуги?

– За первичную консультацию – 1500 рублей. За последующие – по 1000 рублей. Но повторюсь: моя деятельность выходит далеко за рамки стандартных консультаций. Она очень разнообразная и творческая, что меня весьма радует.

Василий Тахистов







<<- Следующая статья:
Сервис в черно-белом стиле
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Бригадир держит ритм





Подписка на
Новые статьи Вакансия.ру








Рассылки Subscribe.Ru
Зарплаты двух столиц
Зарплаты двух столиц
 
Content.Mail.Ru  Рассылка 'Зарплаты двух столиц'  Рассылка 'Новости сайта ВАКАНСИЯ от А до Я'

За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100