Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Трасса – моя любовь.

Никита ИСАЕВ: «Без предпринимательской закалки трудно получить высокооплачиваемую работу»

Дата публикации 24.08.2007

Проблемы профориентации молодежи и вузовского образования в России стоят сегодня очень остро. Работодателям нужны люди, отвечающие современным требованиям бизнеса, которых вузы не могут им предоставить. По данным Росстата, в 2006 году из 1 млн 256 тыс. выпускников только 186,7 тыс., или 14,8% от их общего числа, получили по окончании вуза направление на работу. Остальным 85,2% пришлось самостоятельно искать себе место. Трудоустроившихся в этом году молодых специалистов будут считать по осени, но эксперты рынка труда утверждают, что лишь 20% всех выпускников 2007 года смогут найти работу по специальности. О создании кадрового резерва для бизнеса и государственной службы, законодательных инициативах в сфере молодежной профориентации рассказывает председатель Комиссии по молодежному бизнес-образованию при комитете Государственной думы РФ Никита ИСАЕВ.

– Никита Олегович, сегодня молодежь – это самая проблемная категория в плане трудоустройства. Почему, на Ваш взгляд, молодым людям в наше время так трудно найти работу по специальности?

– Ни для кого не секрет, что сегодня между предприятиями и выпускниками вузов без опыта работы существует огромная пропасть. В вузовском обучении не существует перехода от теоретического образования к практической работе, а категория высших учебных заведений, в которых обучают конкретным навыкам, вообще отсутствует. Многие вузы и среднеспециальные учреждения в России, формируя портфель предлагаемых специальностей, ориентируются не на реальную потребность рынка труда, а на запросы молодежи. Большинство молодых людей, не имея достаточной информации, стремится получить модные в недавнем прошлом профессии: экономист, юрист, маркетолог и т.п., в то время как в этих областях уже существует жесткая конкуренция, связанная с перепроизводством специалистов. Одним словом, система образования и профориентации в России сегодня не отвечают в полной мере требованиям современной экономики.

– Низкую конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда работодатели объясняют отсутствием у молодежи профессиональных знаний и трудовых навыков. Можно ли винить в этом только качество образования?

– Это сложная, комплексная проблема. Совершенно очевидно, что высшая школа живет у нас по-прежнему сама по себе, слабо ориентируясь на потребности работодателей. Требования современного бизнеса быстро меняются, в сфере предпринимательства появляются новые области, а соответственно, и новые профессии, в то же время вузы годами ведут подготовку специалистов по старым программам и учебным планам. Исследование, проведенное недавно по заказу Минобрнауки, показало: 38% выпускников вузов нуждаются в переобучении. А ведь переучивать намного дороже, чем учить. Государство выбрасывает немалые средства на подготовку специалистов, у которых работодатели будут вынуждены с нуля формировать необходимые базовые навыки, вновь тратя на это деньги. Наиболее перспективный для предпринимателей способ, использующийся пока очень слабо, – финансировать вузы, которые подготовят нужных специалистов. Не будем забывать и об отсутствии сознательной мотивации при выборе профессии у самого абитуриента. Очень часто старшеклассника при выборе того или иного учебного заведения интересует не получение необходимых ему в будущем знаний, а отсрочка от армии, коммерческая доступность обучения, близость к дому и т.д. В результате значительная часть выпускников вузов вообще идут работать не по специальности.

– Как, по Вашему мнению, должна выглядеть сегодня система профориентации молодежи? Кто здесь должен играть первую скрипку – государство или бизнес?

– Совершенно очевидно, что задача профориентации сегодня должна решаться согласованными усилиями всех общественных институтов: государственных структур, бизнес-сообщества, молодежных и общественных организаций при активном участии, конечно, самих школьников, студентов и их родителей. Без предпринимательской закалки трудно получить высокооплачиваемую работу, сделать карьеру, добиться успеха в жизни.

– Как в этой системе должен работать каждый из указанных институтов?

– Государственные органы должны включаться в процесс на самой ранней стадии, проводя соответствующую работу с педагогами, родителями, учащимися. Представители бизнес-сообщества, распространяя подробную информацию о перспективных профессиях, будут выступать не только витриной, но и потенциальными работодателями, формирующими свой кадровый резерв. Необходимо качественно расширить возможности социального партнерства бизнес-сообщества и высшей школы. И конечно, проблему социальной адаптации молодежи не решить без активного участия молодежных организаций и центров бизнес-образования.

– Никита Олегович, Вы являетесь председателем Комиссии по молодежному бизнес-образованию при Комитете Государственной думы по образованию и науке, куда вошли представители органов государственной власти, молодежных движений России, образовательных учреждений, бизнес сообщества. Какие законодательные инициативы на сегодняшний день подготовлены Комиссией?

– В ближайшее время Госдума рассмотрит подготовленный Комиссией законопроект о дополнительном бизнес-образовании молодежи, в котором предприятиям будет дана возможность включения затрат на молодежное бизнес-образование в себестоимость. В законопроекте также ставится вопрос о создании в структуре федеральных исполнительных органов власти специализированного агентства по реализации предпринимательских инициатив молодежи. На сегодняшний день подготовлен законопроект по созданию малых предприятий на базе вузов, в этом случае станет возможным и массовое создание молодежных бизнес-школ, которые станут незаменимым связующим звеном между вузами и предприятиями. Положительный опыт такого сотрудничества у нас уже есть. Но главное, чего мы планируем добиться в ближайшее время – создать в стране в рамках национального проекта «Образование» эффективную систему дополнительного образования, в том числе бизнес-образования для молодежи. Оно должно быть доступно всем желающим, стать одним из основных приоритетов в области национальной молодежной политики.

Владимир БОНДАРЕВ






<<- Следующая статья:
Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Трасса – моя любовь.








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100